ФЭНДОМ

Ван Шухэ 王叔和 (180—270 гг.) — врач времен правления династий Вэй (220—265 гг.) и Цзинь (265—420 гг.). Родился на территории современной провинции Шаньдун в семье просвещенных и знатных людей. Несколько поколений его предков принадлежали к могущественной и прославленной знати. В семье большое внимание уделялось образованию, поэтому Ван Шухэ воспитывался в атмосфере культуры и образованности, с детства много читал и имел разносторонние интересы, хорошо знал классические каноны, историю и философию.

Спасаясь от восстания «желтых повязок», участники которого убивали чиновников и аристократов, сжигали их дворцы, молодой Ван Шухэ вместе с семьей переселился в город Цзинчжоу (на территории современной провинции Хубэй), найдя убежище у местного начальника округа. Здесь он подружился с Вэй Сюнем (卫汛) — одним из учеников знаменитого врача Чжан Чжунцзина (150—219 гг.), и под его влиянием увлекся медициной. Постепенно его интерес к медицине возрастал. Он стал усердно изучать труды древних врачей, собирать медицинские книги, исследовать причины возникновения болезней, с почтительностью обращался за помощью к опытным врачам. Со временем Ван Шухэ приобрел достаточные знания и опыт. В 208 г. назначен в действующую армию на должность лекаря к полководцу Цао Цао, жестоко усмирявшему восстание «желтых повязок», позже — придворным лекарем царской резиденции, личным врачом императора, а затем начальником Императорского медицинского приказа.

Ван Шухэ внес большой вклад в сохранение древних письменных памятников. Он разыскал, собрал и систематизировал разрозненную в ходе войн и смут книгу Чжан Чжунцзина «Шан хань цза бин лунь» (Рассуждения о повреждении холодом и разнообразных болезнях [из-за внутренних нарушений]), составив две книги: «Шан хань лунь» (Рассуждения о повреждении холодом) и «Цзинь куй яо люэ» (Краткий очерк из золотого ларца). Именно в этом виде книга Чжан Чжунцзина сохранилась до наших дней.[2]

Был особо искусен в пульсовой диагностике, став основоположником метода ощупывания пульса на отрезке Цунь-коу. Выделил и подробно описал 24 типа пульса. Является автором канона «Май цзин» (Канон пульса), изданного в 242 г., — первой книги по пульсовой диагностике в Китае. Произвел относительно глубокие исследования в области науки о каналах и коллатералях. В совершенстве владел теорией иглоукалывания и прижигания, развил знания о канальных точках, методах иглоукалывания и прижигания. Также занимался диетотерапией, предостерегал от употребления грязных продуктов, переедания, чрезмерного потребления спиртного, считал вредной жареную пищу.

Примечания Править

  2. Некоторые исследователи считают, что Ван Шухэ дополнил книгу Чжан Чжунцзина.