ФЭНДОМ

ДИАГНО́СТИКА (от греч. διαγνωστιϰός — способный распознавать) в медицине — распознавание болезни у конкретного больного, то есть установление диагноза.[1]

Важная особенность современной диагностики — возможность распознавать так называемые доклинические изменения в организме, которые могут приводить к тем или иным заболеваниям (например, повышенный уровень холестерина, триглицеридов и других липидов в крови — как фактор риска развития атеросклероза, ишемической болезни сердца, инфаркта миокарда и др.).[1]

В традиционной китайской медицине диагностика имеет особенности.

Основные принципы современной диагностики Править

Источник раздела: Большая российская энциклопедия[1]

Сложный, многоступенчатый процесс клинической диагностики начинается с изучения жалоб больного, которые, несмотря на их субъективный характер, имеют важное значение. Основные объективные симптомы болезни врач выявляет с помощью различных методов обследования — осмотра, пальпации, перкуссии, аускультации, лабораторных, инструментальных (включая биопсию), рентгенологических, эндоскопических, микробиологических, иммунологических, генетических и др.

Сохраняет своё значение расспрос больного и тщательное изучение анамнеза.

Важный этап диагностики — изучение выявленных симптомов заболевания и объединение (группировка) их по принципу общности патогенеза. Выделение синдрома или совокупности синдромов, характерных для определённых заболеваний, важно для проведения дифференциального диагноза. Кроме того, так называемый синдромный подход в диагностике, предполагающий выявление общности патогенетических механизмов болезни, может быть использован для соответствующей патогенетической терапии ещё до установления окончательного диагноза; он способствует дифференциальной диагностике и намечает проведение тех дополнительных исследований, которые позволят сформулировать правильный диагноз. Важным этапом в оценке правильности диагноза является динамическое наблюдение, в том числе анализ течения болезни под влиянием лечения.

Диагностика как раздел клинической медицины Править

Термин «диагностика» используют также для обозначения раздела клинической медицины, изучающего методы и принципы распознавания болезней и постановки диагноза и включающего медицинскую семиотику, методы диагностического обследования больного (диагностическую технику) и методологию формирования диагноза.

В китайской медицине Править

Источник раздела: Основы китайской медицины[2]

Методы китайской медицины развивались на протяжении более чем 2000 лет и достигли поразительного уровня искушенности. Чего стоит одна только пульсовая диагностика, которая является ярким примером изощренности и утонченности китайской медицины.

Одним из основных положений китайской диагностики служит мысль о том, что «наружное отражает внутреннее», и что наружные проявления, внешние симптомы и пульс отражают внутреннюю дисгармонию. Диагностика западной медицины во многом базируется на том, чтобы суметь «заглянуть вовнутрь», будь то с помощью рентгенологического исследования, сканирования, исследования крови, лапароскопии и т.д. Китайская же диагностика основана на том, чтобы «искать снаружи», что включает осмотр лица и языка, ощупывание пульса и опрос пациента.[3]

Еще одним фундаментальным принципом китайской диагностики является наличие соответствий между частью и целым. Диагностика по пульсу и по языку — хороший пример применения этого принципа. Пульс ощупывается на трех небольших отрезках лучевой артерии, и каждый отрезок соответствует определенной части тела и определенному Внутреннему Органу. То же самое можно сказать и о диагностике по языку, и о других аспектах китайской диагностики. Китайская диагностика основана на необъяснимом соответствии и «резонансе», существующим между частью тела и всем организмом, а также на резонансе между микрокосмом и макрокосмом. Наглядным примером последнего положения служит учение о Пяти Элементах.

Китайская диагностика традиционно состоит из четырех частей: диагностика путем осмотра («смотреть»), путем опроса («спрашивать»), пальпации («трогать») и аускультации («слушать и чувствовать запахи»).

Разделение осмотра и опроса делается сугубо из дидактических соображений и не имеет отношения к клинической реальности, где осмотр и опрос, как правило, проводятся одновременно и совмещаются друг с другом чисто автоматически. Например, разделение между симптомами «сухость кожи» (выявляется при осмотре) и «кожный зуд» (выявляется при опросе) было бы искусственно и не реалистично. Другой хороший пример — отек лодыжек: выявление этого симптома при осмотре требует немедленного ощупывания этой области и опроса пациента об этом.

Примечания Править

  1. 1,0 1,1 1,2 Большая Российская Энциклопедия. Статья «Диагностика»
  2. Мачоча Джованни Основы китайской медицины. Подробное руководство для специалистов по акупунктуре и лечению травами / Джованни Мачоча; пер. с англ. В 3 т. Т. 1. — М.: Рид Элсивер, 2011. Часть IV
  3. В типичной для него прагматичной и эффективной манере доктор Шэнь для пояснения этого принципа использовал следующую аналогию: когда вы объезжаете окрестности на машине, для того, чтобы судить о социально-экономическом статусе жителей домов, вам совершенно не обязательно заглядывать внутрь каждого дома. Он сравнивает это с китайской диагностикой: достаточно осмотреть снаружи, чтобы понять, что происходит внутри. Западной же диагностике нужно «заглянуть внутрь дома», чтобы судить о социально-экономическом статусе его обитателей.

Традиционная китайская медицина
Инь и Ян • Пять первоэлементов У‐син : ОгоньЗемляМеталлВодаДерево
Жизненные субстанции :
Кровь • Жидкости тела Цзинь Е
Энергия Ци : Изначальная Юань Ци и Огонь Врат Жизни • Пищи Гу Ци • Смешанная Цзун Ци • Истинная Чжэнь Ци • Питательная Ин Ци • Защитная Вэй Ци • Центральная Чжун Ци • Опорная Чжэн Ци • Вредоносная Се Ци
Эссенция Цзин : Пред‐Небесная • Пост‐Небесная • Эссенция Почек • Тянь Гуй
Шэнь : Разум Шэнь • Эфирный Дух Хунь • Телесный Дух По • Интеллект И • Сила Воли Чжи
Внутренние Органы :
Органы Инь (плотные) : Сердце • Печень • Легкие • Селезенка • Почки • Перикард (орган и канал)
Органы Ян (полые) : Желудок • Тонкий Кишечник • Толстый Кишечник • Желчный Пузырь • Мочевой Пузырь • Тройной Обогреватель (ВерхнийСреднийНижний)
Шесть Необыкновенных Органов Ян (Четыре Моря): • Матка • Головной мозг • Мозговое вещество • Кости • Кровеносные Сосуды • Желчный Пузырь
Меридианы :
Лёгких • Толстого Кишечника • Желудка • Селезёнки • Сердца • Тонкого Кишечника • Мочевого Пузыря • Почек • Перикарда • Тройного Обогревателя • Жёлчного Пузыря • Печени • Заднесрединный • Переднесрединный
Болезнь :
Внутренние причины (эмоции) : Гнев • Радость • Грусть • Тревога • Задумчивость • Страх • Шок
Внешние причины : Климат (Ветер, Холод, Летний Жар, Сырость, Сухость, Огонь)
Смешанные причины : Конституция • Перегрузки • Чрезмерная физическая работа • Секс • Диета • Недостаточная физическая активность • Травмы • Глистные инвазии • Яды • Неправильное лечение • Лекарственные препараты • Наркотики
Диагностика :
Осмотр : Конституция • Дух • Тело • Голова и лицо (волосыцвет лицазоны лица) • Глаза • Нос • Уши • Рот и губы • Зубы и десны • Горло (глотка и миндалины) • Конечности • Манера поведения и движения тела
Иглоукалывание и прижигание чжэнь‐цзю