ФЭНДОМ

ПИТА́НИЕ — совокупность процессов, включающих поступление в организм пищи, переваривание пищевых веществ, их всасывание и усвоение; составная часть обмена веществ. Благодаря питанию организмы получают различные химические соединения, которые используются для роста, жизнедеятельности и воспроизводства.[1]

Определенный режим питания называется диетой.[2]

В китайской медицине диета считается одной из смешанных причин болезней.

Питание растений Править

Источник раздела: Большая Российская Энциклопедия[1]

Зелёные растения являются автотрофными организмами. Необходимые для синтеза органических соединений питательные вещества растения, как правило, поглощают в форме углекислого газа (см. Фотосинтез), воды (см. Водный режим растений) и ионов минеральных солей (см. Минеральное питание растений). У растений пространственное разделение двух питательных сред, в которых они обитают (воздух и почва), привело к возникновению двух органов питания: корня, приспособленного к поглощению солей и воды из почвы, и листа, приспособленного к поглощению углекислого газа из воздуха. Механическая и функциональная связь между ними осуществляется стеблем. Корень, стебель и лист пронизаны непрерывной системой проводящих пучков, состоящих из ситовидных трубок флоэмы, по которым идёт нисходящий транспорт продуктов фотосинтеза (главным образом углеводов) из листа в корень, и сосудов ксилемы, проводящих воду и ионы солей из корня в лист. Первичное включение углекислого газа в органические соединения происходит в основном в листьях, воды и солей – во всех органах растения. Насекомоядные растения получают дополнительные органические вещества (главным образом азотистые) путём ловли и переваривания насекомых.

Питание животных Править

Все животные – гетеротрофные организмы (так же как грибы и большинство бактерий), то есть в своём питании прямо или косвенно зависят от органического вещества, создаваемого автотрофными организмами. Потребность в пище и её удовлетворение определяются энергетическими затратами организма, которые, в свою очередь, зависят от ряда факторов внешней среды (например, температуры, биологических ритмов), размеров тела, стадии развития или возраста, наличия пищевых конкурентов и др. Наиболее хорошо изучена зависимость между уровнем энергетического обмена и параметрами тела (массой и поверхностью). Увеличение размеров организма приводит к относительному снижению общего обмена веществ и, как следствие, к снижению количества потребляемой пищи на единицу массы организма. Например, суточная потребность в пище, выраженная в процентах от массы тела потребителя, составляет 20% для полёвки и 1% для слона. В природных условиях часто чередуются явления избыточного питания (гиперфагия) и голодания. Многие животные могут принимать значительно больше пищи, чем это требуется для возмещения затраченной энергии. При этом излишки откладываются в виде накоплений жира, который расходуется в неблагоприятные для добывания корма периоды года или при выкармливании потомства.

В зависимости от вида потребляемой пищи различают фитофагов (растительноядные), зоофагов (плотоядные, хищники) и сапрофагов (некрофаги, детритофаги, копрофаги). Обилие или устойчивость запасов корма благоприятствует узкой специализации питания – стенофагии (олигофаги и монофаги) и более эффективному использованию незначительного количества пищевых веществ. Многие виды сохраняют стенофагию даже при значительной изменчивости кормовой базы, чему способствуют спячка, нагул, запасание кормов и кочёвки животных, позволяющие удерживать относительно устойчивое питание. В зонах с неустойчивой кормовой базой преобладают виды, питающиеся разнообразной пищей, – полифаги или эврифаги (крайняя степень всеядности). Смена питания может быть связана со сменой времён года, с возрастными изменениями в организме животных, чередованием половых и бесполых поколений у беспозвоночных. Питание личинок насекомых резко отличается от питания взрослых особей (у бабочек, например, гусеницы используют полноценные, богатые белками корма, куколки не питаются – афагия, а взрослые бабочки либо используют нектар, богатый углеводами, либо не питаются). Известны различия в питании разных полов (например, у общественных насекомых резко различаются пищевые режимы особей разных каст). Строение органов захвата и размельчения пищи, особенности функционирования пищеварительной системы в большинстве случаев строго приспособлены к характеру доступной пищи и способу питания. Форма клюва птиц связана не только с типом потребляемой пищи (хищники, насекомоядные, зерноядные, всеядные), но и со способом её добывания (в земле, под корой деревьев, в воздухе, воде и т. д.). Большим разнообразием отличаются органы захвата у беспозвоночных (околоротовые щупальца, мерцательные волоски, челюсти и др.). Питание трудноперевариваемыми веществами приводит к удлинению пищеварительного канала и сопровождается развитием дополнительных отделов (например, у жвачных копытных).

Специфика объектов питания определяет набор пищеварительных ферментов. Изменения в ферментной специализации наблюдаются в процессе индивидуального развития. Например, многие насекомые в личиночной стадии имеют более богатый набор ферментов, чем в стадии имаго. В желудочном соке новорождённых млекопитающих присутствует реннин, створаживающий молоко. Для видов с узкоспециализированным питанием характерно наличие специфических ферментов; например, у пухоедов имеется фермент кератиназа, гидролизующий склеропротеины. Для многих животных характерен симбиоз с бактериями и простейшими, ферменты которых гидролизуют целлюлозу, хитин и др. Некоторые виды довольствуются пищеварительными ферментами, содержащимися в самой пище (пиявки питаются кровью, которая в их кишечнике подвергается автолизу). Многие паразитические виды живут главным образом за счёт деятельности пищеварительной системы хозяина. С характером питания связана также специфическая рефлекторная деятельность (например, запасание корма некоторыми грызунами, сосательный рефлекс у млекопитающих и др.). В процессе индивидуального развития на основе безусловных рефлексов формируются многочисленные пищевые условные рефлексы. Складывающиеся между видами с различным типом питания (фитофагия, сапрофагия, хищничество) пищевые отношения образуют трофические цепи, определяющие структуру биологических сообществ, регулируют численность организмов, влияют на особенности их размножения, миграций и т. д.

Питание человека Править

Питание человека в значительной степени определяет его здоровье, работоспособность и продолжительность жизни. Суточная потребность в основных пищевых веществах (белках, углеводах, жирах, микроэлементах, воде и др.) зависит от возраста, пола, физической нагрузки. В среднем человек за сутки расходует 10450–12560 кДж (2500–3000 ккал). Рациональное питание предусматривает сбалансированное соотношение компонентов пищи, оптимально обеспечивающих потребность организма в веществах, участвующих в построении собственных тканей человека и восстановлении энергетических затрат. Недостаточность питания в детском возрасте сопровождается задержкой роста, физического и психического развития. Избыточное питание способствует нарушению обмена веществ, развитию ожирения и др. патологических состояний.

О питании человека см. также:

Проблема питания в антропологии Править

В традиционных культурах структура питания зависит от типа хозяйства. Так, у народов, практикующих охоту и собирательство, питание основано на употреблении мяса и дикорастущих растений, при земледелии – на растительной пище (мясо часто употребляется лишь в ритуальных целях), при развитом животноводстве значительное место в питании занимают мясо домашних животных и молочные продукты. При сезонной добыче пищи важна проблема её хранения и заготовки впрок (например, изготовление юколы у рыболовов, кисломолочных продуктов и сыра, а также мяса – у скотоводов). Редкие вещества, необходимые в питании и при консервировании пищи (прежде всего, соль), были одним из древнейших предметов международного обмена. Из способов кулинарной обработки пищи наиболее древние – сушение, вяление, ферментация; с появлением огняпечение на открытом пламени, в золе или земляной печи; первоначально пищу варили, помещая в воду раскалённые камни. Лишь с изобретением керамики стали возможны полноценная варка и жаренье пищи, с изобретением печи – изготовление печёного хлеба.

Принятие пищи составляет важную часть многих обрядов; как условие продолжения жизни оно осмысляется как часть жертвоприношения. Праздник, сопровождающийся обильной трапезой, часто завершает сезон добычи пищи (см., напр., Дожинки, Ысыах). Ритуализация трапезы сохраняется у многих современных народов Азии, особенно на Кавказе. Особые виды пищи предписываются при определённых обрядах; ритуальной пищей чаще всего служат мясо, алкогольные напитки, продукты, изготавливаемые из зерна, – хлеб, блины, каша (см., например, Кутья, Саламат). Большинство традиционных систем питания содержат также запреты на употребление отдельных видов пищи – постоянные (чаще всего – определённые виды мяса, грибов и др.) или временные (см. Пост).

В стратифицированных обществах питание становится важным индикатором социального статуса. Так, европейская аристократия ценила экзотические продукты и ароматические вещества (см. Пряные культуры). Потребность в пряностях, поставляемых в Европу из Южной и Юго-Восточной Азии, стала одной из побудительных причин Великих географических открытий, в свою очередь приведших к радикальным изменениям в питании населения на разных континентах. Так, в европейскую кухню в раннее Новое время вошли кукуруза, картофель, томат, перец овощной, подсолнечное масло, какао, тростниковый сахар, кофе, чай и др.; в Азии и Африке получили распространение кукуруза, маниок, батат и т. п. Тогда же окончательно сформировались европейские национальные кухни.

В современных урбанизированых обществах основу питания составляют продукты, производимые пищевой промышленнстью. Нехватка продовольствия (особенно часто угрожающая аграрным обществам) может послужить причиной массового голода. С XIX века получила распространение теория, утверждающая опасность продовольственного кризиса, в связи с ростом народонаселения, для человечества в целом (см. Мальтузианство, Неомальтузианство).

В китайской медицине Править

Основной источник раздела: Основы китайской медицины[3]

Диета — очень важная причина болезней, особенно в настоящее время, возможно, важнее, чем любая другая причина болезней, но существует принципиальная разница в оценке диетических причин болезней в древнем Китае и в современных западных странах.

Современные изменения в рационе Править

Множество великих открытий было сделано в последние годы, и в наших представлениях о еде произошел революционный переворот. С одной стороны, были открыты роль и значение витаминов и минералов для здоровья. С другой стороны, пища никогда не была объектом такого серьезного химического воздействия, как в последние несколько десятков лет. Наша пища содержит немыслимое количество химических веществ в виде консервантов, ароматизаторов, красителей, эмульгаторов и т.д. Что еще хуже, иногда она содержит некоторые лекарственные средства типа гормонов, антибиотиков. Для полноты картины добавим, что революционно изменились и методы выращивания сельскохозяйственных культур и повышения плодородия почвы с помощью удобрений и борьбы с паразитами с помощью пестицидов. Остаточное количество этих веществ неизбежно присутствует в пище и воде.

В связи с тем, что перечисленные изменения произошли в последние десятилетняя, древняя китайская медицинская теория не могла их учесть. В китайской медицине считалось, что мясо цыпленка лучше всего для Крови. Однако они не могли учесть, что сегодняшние куры содержат гормоны и уже не могут быть здоровой пищей, а пищевая ценность этого мяса уже далека от той, что была 1000 лет назад.

Все современные способы приготовления пищи и современные научные знания о пище следует принимать во внимание, чтобы рассматривать пищу, как причину болезней.

Диетические привычки могут быть причиной болезней, если диета не сбалансирована как в количественном, так и в качественном смысле.

Недостаток питания Править

Понятно, что недостаток питания является причиной болезней. В широком смысле недоедание является не только проблемой стран Третьего Мира, но наблюдается и в богатых индустриальных странах, где присутствует не в столь очевидной форме. Например, старые бедные одинокие люди зачастую имеют ограниченный качественно и по калорийности рацион. Другие люди могут быть подвержены недоеданию из-за приверженности очень «строгим» диетам, разнообразие и число которых становится невероятно большим. Некоторые из тех, кто выбрал «строгую» диету, невольно подвергают себя недоеданию.

Другим примером отклонений в питании в нашем обществе являются случаи анорексии или булимии, которые наблюдаются среди лиц, стремящихся добиться стройности путем ограничений в еде.[4]

В китайской медицине считается, что влияние пищи на наш организм превосходит простой анализ пищи в биохимических терминах (белки, витамины, минералы и т.д.). Китайцы считают, что животная пища обладает определенным «качеством», которое отличает ее от вегетарианской пищи, а именно — способностью питать Кровь. Ли Ши Чжэнь говорил, что в животной пище есть цин (то есть «ощущение»), и поэтому она питает Кровь. Поэтому недостаток животных компонентов в пище может привести к недостатку Крови, особенно у женщин.

В китайской медицине считается, что такие случаи часто можно наблюдать у юных женщин, которые становятся вегетарианками, не понимая принципов сочетаемости пищи. Они стремятся есть как можно больше салатов и сыра, в энергетическом плане — холодных продуктов, а кроме того, сыр обладает способностью к образованию Сырости или Флегмы. Однако такая позиция противоречит данным современных научных исследований, согласно которым хорошо сбалансированная вегетарианская диета может обеспечить детей и подростков всем необходимым,[5] а среди женщин-вегетарианцев субклинические овуляторные нарушения распространены меньше.[6]

Хотя употребление мяса в соответствиями с традициями традициями китайской медицины допустимо, в любом случае в количественном отношении оно должно быть лишь очень небольшой частью диеты.[7]

Недостаточное питание вызывает недостаток Ци и Крови и ослабляет функцию Селезенки по переработке и перенесению. Образуется порочный круг: недостаточное питание ослабляет Селезенку, а слабая Селезенка не может абсорбировать питательные вещества из пищи.

Переедание Править

Переедание — еще более частая причина болезней в нашем обществе. Рост благосостояния после невзгод Второй Мировой войны привел к изобилию различной пищи в индустриально развитых странах и к драматическому повышению среднего веса у населения этих стран. С точки зрения китайской медицины, переедание также ослабляет Селезенку и Желудок и ведет к скапливанию Сырости и Флегмы. Чрезмерное потребление сахара является еще одним важным причинным фактором образования Флегмы в организме в западных странах.

Типы пищи и их энергетический эффект Править

Все продукты (и лекарственные травы) классифицируются по «энергетике» на холодные и горячие. Продукты относят к «холодному» типу, во-первых, если они обладает «холодной» энергией (например, салат-латук), и, во-вторых, если они действительно холодные в смысле температуры (например, ледяная вода).

Холодные продукты Править

Чрезмерное потребление продуктов, облагающих холодной энергией, и сырых продуктов (таких, как салаты, мороженое, холодные напитки или фрукты), как считают в китайской медицине, может ослабить Селезенку, особенно — Ян Селезенки. Идея о том, что чрезмерное потребление салатов и фруктов может оказаться пагубным для здоровья, противоречит всем современным идеям, касающимся здорового питания, согласно которым потребление сырых овощей и фруктов, обеспечивает организм витаминами и минералами, содержащимися в них. Это верно в определенных пределах, и при умеренном потреблении этих продуктов действительно полезно. Однако с точки зрения китайской медицины, Селезенка любит сухость и тепло в пище и не любит избыток жидкостей и холода; и чрезмерное потребление таких продуктов может ослабить Ян Селезенки, вызвать диарею, озноб, холодную слизь, боль в животе и распирание. Поэтому лицам, уже имеющим слабость Селезенки, следует ограничивать потребление сырых и холодных продуктов.

Сладкие продукты и сахар Править

Чрезмерное потребление сладких продуктов и сахара — чрезвычайно распространенное явление в нашем обществе, блокирующее функцию Селезенки по переработке и перенесению и ведущее к формированию Сырости с такими симптомами, как катар верхних дыхательных путей, распирание и полнота в животе, слизь в стуле, вагинальные выделения.

Горячие продукты Править

Чрезмерное потребление «горячих» в энергетическом плане продуктов и специй (таких, как карри, алкоголь, мясо ягненка, говядина, специи) может привести к появлению Жара, особенно Желудка или Печени, с такими симптомами, как горький привкус во рту, жжение в эпигастрии и жажда.

Жирная пища Править

Чрезмерное потребление жирной и прожаренной пищи (такие как сильно прожаренные блюда, молоко, сыры, сливочное масло, мороженое, бананы, арахис или жирное мясо) ведет к формированию Флегмы или Сырости, что ведет к блокировке функции переработки и перенесения Селезенки. Это может вызвать различные симптомы Флегмы, такие, как синуситы, выделения из носа, чувство «мутности» в голове, ноющую головную боль, бронхиты и т.д.

Условия приема пищи Править

Китайская медицина считает, что важно не только то, что потребляется в пищу, а еще и то, как это делается. Кто-то, например, может позволить себе самые лучшие продукты в сбалансированном виде, но, если прием пищи будет происходить в неверной обстановке, это может привести к болезни. Так, прием пищи в суматохе, с обсуждением работы, прием пищи поздней ночью, возвращение на работу сразу же после еды, прием пищи в состоянии эмоционального напряжения — все эти привычки препятствуют нормальному пищеварению и, в частности, ведут к недостатку Инь Желудка. Это проявляется исчезновением налета с корня языка или же отсутствием налета в центре языка, эпигастральной болью и сухим стулом.

Резюме по разделу Править

  • Современная пища в индустриально развитых странах отличается от традиционной пищи древнего Китая.
  • Недостаточное питание ведет к недостатку Ци и Крови.
  • Переедание ослабляет Селезенку и ведет к Сырости и Флегме.
  • Чрезмерное потребление холодных продуктов ослабляет Ян Селезенки.
  • Чрезмерное потребление сладостей и сахара ведет к Сырости.
  • Чрезмерное потребление горячих продуктов ведет к Жару, особенно — Желудка и Печени.
  • Чрезмерное потребление жирной пищи ведет к Сырости и Флегме.
  • Нерегулярное питание ослабляет Инь Желудка.

Литература Править

  • Б.Л.Смолянский, Ж.И.Абрамова Справочник по лечебному питанию для диетсестер и поваров. Л.: «Медицина», 1984

Литература статьи в Большой Российской Энциклопедии Править

Питание человека Править

  • Кузнецов В. В., Дмитриева Г. А. Физиология растений. М., 2011.
  • Спиричев В. Б. Витамины, витаминоподобные и минеральные вещества. М., 2004.
  • Физиология человека. 3-е изд. М., 2005. Т. 3.
  • Экология. Особи, популяции и сообщества. М., 1989. Т. 1–2.

Проблема питания в антропологии Править

  • Григулевич Н. И. Этническая экология питания: Традиционная пища русских старожилов и народов Закавказья. М., 1996.
  • Монтанари М. Голод и изобилие: история питания в Европе. СПб., 2009.
  • Традиционная пища как выражение этнического самосознания. М., 2001.
  • Этнография питания народов стран зарубежной Азии. М., 1981.

Статьи Править

Ссылки Править

Научные журналы Править

Примечания Править

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Большая Российская Энциклопедия, статья «Питание»
  2. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999. Т. 1. А—Й.
  3. Мачоча Джованни Основы китайской медицины. Подробное руководство для специалистов по акупунктуре и лечению травами / Джованни Мачоча; пер. с англ. В 3 т. Т. 1. — М.: Рид Элсивер, 2011. Глава 22
  4. Между прочим, некоторые люди, которые голодают, чтобы сбросить вес, на самом деле набирают в весе, когда затем возвращаются к сбалансированной пище, исключающей обильный прием жира. Этот парадокс объясняется тем, что голодание ослабляет Селезенку, и нарушение функции перенесения и переработки ведет к повторному накоплению веса. Если потреблять соответствующую пишу, Селезенка станет сильной, станет перерабатывать и переносить пищу, и это приведет к потере веса.
  5. M Amit Vegetarian diets in children and adolescents. Paediatr Child Health. 2010 May-Jun; 15(5): 303–308. (Вегетарианская диета у детей и подростков.)
  6. S I Barr, K C Janelle, and J C Prior Vegetarian vs nonvegetarian diets, dietary restraint, and subclinical ovulatory disturbances: prospective 6-mo study. Am J Clin Nutr December 1994 vol. 60 no. 6 887-894. (Сравнение вегетарианских и невегетарианских диет, диетические ограничения и субклинические овуляторные нарушения: проспективное 6-месячное исследование.)
  7. Clark C. Casteel Vegetarianism, Good Idea, or Not?

Традиционная китайская медицина
Инь и Ян • Пять первоэлементов У‐син : ОгоньЗемляМеталлВодаДерево
Жизненные субстанции :
Кровь • Жидкости тела Цзинь Е
Энергия Ци : Изначальная Юань Ци и Огонь Врат Жизни • Пищи Гу Ци • Смешанная Цзун Ци • Истинная Чжэнь Ци • Питательная Ин Ци • Защитная Вэй Ци • Центральная Чжун Ци • Опорная Чжэн Ци • Вредоносная Се Ци
Эссенция Цзин : Пред‐Небесная • Пост‐Небесная • Эссенция Почек • Тянь Гуй
Шэнь : Разум Шэнь • Эфирный Дух Хунь • Телесный Дух По • Интеллект И • Сила Воли Чжи
Внутренние Органы :
Органы Инь (плотные) : Сердце • Печень • Легкие • Селезенка • Почки • Перикард (орган и канал)
Органы Ян (полые) : Желудок • Тонкий Кишечник • Толстый Кишечник • Желчный Пузырь • Мочевой Пузырь • Тройной Обогреватель (ВерхнийСреднийНижний)
Шесть Необыкновенных Органов Ян (Четыре Моря): • Матка • Головной мозг • Мозговое вещество • Кости • Кровеносные Сосуды • Желчный Пузырь
Меридианы :
Лёгких • Толстого Кишечника • Желудка • Селезёнки • Сердца • Тонкого Кишечника • Мочевого Пузыря • Почек • Перикарда • Тройного Обогревателя • Жёлчного Пузыря • Печени • Заднесрединный • Переднесрединный
Болезнь :
Внутренние причины (эмоции) : Гнев • Радость • Грусть • Тревога • Задумчивость • Страх • Шок
Внешние причины : Климат (Ветер, Холод, Летний Жар, Сырость, Сухость, Огонь)
Смешанные причины : Конституция • Перегрузки • Чрезмерная физическая работа • Секс • Диета • Недостаточная физическая активность • Травмы • Глистные инвазии • Яды • Неправильное лечение • Лекарственные препараты • Наркотики
Диагностика :
Осмотр : Конституция • Дух • Тело • Голова и лицо (волосыцвет лицазоны лица) • Глаза • Нос • Уши • Рот и губы • Зубы и десны • Горло (глотка и миндалины) • Конечности • Манера поведения и движения тела
Иглоукалывание и прижигание чжэнь‐цзю