ФЭНДОМ

Хуанфу Ми 皇甫谧 (215—282 гг.) — известный врач, ученый и историк, живший на стыке эпох правления династий Вэй (220— 265 гг.) и Цзинь (265—420 гг.). Родился на территории современной провинции Ганьсу.

Согласно записям в «Повествовании о Хуанфу Ми» из «Цзинь шу» (Книга о династии Цзинь), Хуанфу Ми был правнуком начальника военного приказа времен династии Хань — Хуанфу Суна, в свое время с особой жестокостью подавлявшего восстание «желтых повязок». Ко времени рождения Хуанфу Ми семья обеднела. Очень рано он осиротел, поэтому воспитывался в семье младшего брата отца. Позже эта семья в поисках лучшей доли перебралась в Синьань (на территории современной провинции Хэнань), взяв ребенка с собой. Денег на образование не хватало, поэтому в юношестве Хуанфу Ми лишь с трудом мог читать. Однако в возрасте 20 лет он с головой погрузился в учебу, забывая о сне и еде, и в конце концов стал известным в те времена ученым.

В возрасте 42 лет Хуанфу Ми серьезно заболел ревматизмом — сказались многолетняя усталость и усердные занятия, а также распространенные в те времена привычки в питании. Боли в правой ноге были такими сильными, что он даже хотел покончить жизнь самоубийством. Никто из врачей не мог помочь ему. Чтобы облегчить свои страдания, Хуанфу Ми обратился к медицинским книгам. Со свойственным ему усердием он глубоко изучил основные медицинские каноны. Сам производил укалывание точек на своем теле, если же сделать это было трудно, обращался за помощью к сыну. Кроме иглоукалывания и прижигания, применял массаж и постановку банок. Через четыре года полностью избавился от всех своих болезней, в том числе от появившейся к тому времени глухоты.

На основании записей в трех книгах — канонах «Су вэнь» и «Лин шу», а также в ныне утерянной «Хуанди мин тан цзин» (Канон Желтого императора [о точках] из Светлого зала) — Хуанфу Ми с помощью сына и учеников создает книгу «Чжэнь цзю цзя и цзин» (Канон основ иглоукалывания и прижигания),[2] в которой систематизировал названия, места расположения, показания к применению, а также технику укалывания и прижигания 349 канальных точек. Эта книга издана в 282 г. и считается самой ранней из специально посвященных чжэньцзю-терапии, оказав огромное влияние на ее дальнейшее развитие.

Хуанфу Ми также был автором нескольких исторических сочинений.

Прослышав об учености Хуанфу Ми, император У-ди, правивший с 265 г., пригласил прибыть его ко двору и занять должность воспитателя наследника престола с высоким жалованием. Однако Хуанфу Ми в изящной стихотворной форме сказал, что преклоняется перед врачами древности, очень любит медицину и хочет посвятить жизнь ее изучению. Император, восхищенный его поэтическим талантом, преподнес в дар несколько медицинских книг.

Примечания Править

  2. В первоначальном варианте книга называлась «Хуанди сань бу чжэнь цзю цзя и цзин» (Канон основ иглоукалывания и прижигания по трем книгам Желтого императора).