ФЭНДОМ

Иероглиф Цзин
Основной источник статьи: Основы китайской медицины[1]

Цзин (精 jīng), эссенция цзин — одна из основных категорий китайской философии и традиционной китайской медицины.

Цзин рассматривается китайской медициной как основная форма материи, из которой состоит человеческий организм. Она является, кроме того, материальной основой его функций, свойств и активности. В «Су-вэнь» по этому поводу сказано: «Цзин является первопричиной (основой) тела».[2]

Иероглиф Цзин Править

Слово «Цзин» обычно переводится как «Эссенция». Иероглиф 精 jīng включает в себя две графемы — 米 «рис» слева и 青 «очищенный» справа.

Таким образом, иероглиф слова «Эссенция» дает идею чего-то, возникающего в процессе очищения или дистилляции — очищенной эссенции, полученной из некоторой грубой основы. Этот процесс выделения очищенной эссенции из более плотной, более грубой субстанции подразумевает, что Эссенция — драгоценная субстанция, заветная и бережно хранимая.

Другие значения Править

В традиционной китайской медицине иероглиф 精 jīng также применяется в значении «сперма».[3]

Виды эссенции Править

Термин «Эссенция» встречается в китайских медицинских текстах в трех различных контекстах с несколько отличающимися значениями:

Врожденная и приобретенная эссенция цзин нераздельны, они хранятся в почках и поддерживают друг друга.[3]

Пред-Небесная эссенция цзин Править

Основная статья: Пред-Небесная эссенция цзин

Пред-Небесная эссенция цзин (先天乏精 xiāntiānfájīng, врожденная[3]) передается плоду от родителей. Вместе с энергией почек матери она питает плод в утробе, определяет телосложение человека, его жизнеспособность и энергию.

До рождения человека врожденная эссенция цзин готовит материальную базу для приобретенной.

Объем врожденной эссенции цзин фиксирован и определен при рождении. Врожденную эссенцию цзин восполнить нельзя, ее можно лишь в какой-то степени дополнить менее животворной приобретенной.

В традиционной китайской медицине уделяется очень большое внимание сбережению врожденной эссенции цзин. Всякая деятельность человека предполагает ее расходование, поэтому любые действия в повседневной жизни, начиная с движений тела до мыслей и чувств, требуют умеренности, что позволит сохранить эссенцию цзин и увеличить продолжительность жизни.

Пост-Небесная эссенция цзин Править

Основная статья: Пост-Небесная эссенция цзин

Пост-Небесная эссенция Цзин (后天之精 hòutiānzhījīng, приобретенная[3]) — комплекс мельчайших очищенных питательных веществ, которые образуются путем трансформации веществ, получаемых человеком из окружающей среды в результате дыхания и употребления пищи и воды. Из пищи, воды и вдыхаемого воздуха Ци извлекают Легкие, Селезенка и Желудок. Состояние приобретенной эссенции Цзин зависит в первую очередь от функциональной активности селезенки и желудка.

После рождения человека приобретенная эссенция Цзин непрерывно обеспечивает условия для сохранения врожденной, поэтому приобретенную квинтэссенцию Цзин считается более важной для поддержания жизнедеятельности организма.

Эссенция почек Править

Основной источник раздела: Теоретические Основы китайской медицины[3]
Основная статья: Эссенция почек

Эссенция почек[1] (腎精 shènjīng, эссенция цзин почек[3]) имеет жидкое состояние и относится к Инь, состоит из врожденной и приобретенной эссенции цзин. Её можно рассматривать как составную часть Инь почек. Она также является материальной основой янской ци почек, то есть функциональной активности почек.

Отличие Эссенции от Ци Править

  • Эссенция наследуется от родителей до рождения, в то время как Ци формируется уже после рождения.
  • Эссенция пополняется с трудом, тогда как Ци восполняется очень легко, практически каждый день.
  • Эссенция проходит долгий цикл в 7-8 лет, тогда как Ци проходит годовые, суточные и даже более короткие циклы.
  • Ци постоянно двигается и быстро меняется, тогда как Эссенция изменяется медленно и постепенно в течение долгого периода времени.

Функции Эссенции Править

Эссенция выполняет следующие функции:

  • Рост, репродукция и развитие;
  • Является основой Ци Почек;
  • Вырабатывает Мозговое вещества;
  • Является основой телосложения и общей силы организма;
  • Является основой «Трех Драгоценностей» (Эссенция — Ци — Разум, Цзин — Ци — Шэнь).

Рост, репродукция, развитие Править

Эссенция — органическая субстанция, которая формирует основу для роста, репродукции, развития и старения. У детей она контролирует рост костей, зубов, волос, нормальное развитие мозга и половое созревание. После полового созревания она контролирует репродуктивную функцию и фертильность. Она формирует основу для успешного оплодотворения и беременности. Естественное угасание Эссенции в течение нашей жизни ведет к естественному ослаблению сексуальной энергии и способности к деторождению. Старение само по себе есть процесс истощения Эссенции.

Согласно 1-й главе «Вопросов о простейшем», Эссенция мужчины подчиняется восьмилетнему циклу, а Эссенция женщины — семилетнему:
«Энергия Почек у девочек становится сильной к 7 годам, молочные зубы сменяются коренными, растут волосы. В возрасте в 14 лет приходит Роса Небес [Тянь Гуй, менструация], Ответственный сосуд начинает наполняться, Проходящий сосуд расцветает, месячные становятся регулярными, и она может зачать ребенка. В 21 год Эссенция Почек достигает пика, прорезаются и вырастают зубы мудрости. В возрасте 28 лет сухожилия и кости становятся сильными, волосы достигают самой большой длины, тело становится сильным и достигает расцвета. В возрасте 35 лет канал Ян Мин начинает ослабевать, на лице появляются морщины, волосы начинают выпадать. В 42 года три канала Ян слабы, лицо темнеет, волосы начинают седеть. В возрасте 49 лет Ответственный сосуд пуст, Проходящий сосуд истощен, Небесная роса высыхает, Канал Земли [Матка] закрыт, и поэтому женщина слаба и бесплодна.
У мужчин энергия Почек становится сильна в возрасте 8 лет, растут зубы и волосы. В возрасте 16 лет энергия Почек становится еще сильнее, приходит Роса Небес [Тянь Гуй, сперма], Эссенция буйно растекается, Инь и Ян гармоничны и он может зачать ребенка. В возрасте 24 лет энергия Почек на вершине, сухожилия и кости сильны, появляются зубы мудрости, имеет место самый интенсивный рост. В возрасте 32 лет сухожилия и кости находятся на пике развития, мускулы сильны. В возрасте 40 лет Почки ослабевают, волосы начинают выпадать, зубы — расшатываться. В возрасте 48 лет Ян Ци истощается, лицо становится темнее, волосы начинают седеть. В возрасте 56 лет энергия Печени осабевает, сухожилия не могут двигаться, роса Небес высыхает, Почки становятся слабыми, тело начинает стареть. В возрасте 64 лет волос и зубов нет».[4]

Эссенция как основа Ци Почек Править

Взаимосвязь между Инь Почек, Эссенцией Почек, Ян Почек и Ци Почек

Существует тесное взаимодействие между различными аспектами энергии Почек, то есть Эссенцией Почек, Инь Почек, Ян Почек и Ци Почек.

Эссенция подобна жидкости, и значит, естественно связана с Инь, поэтому ее можно рассматривать как часть Инь Почек. Кроме того, она обеспечивает Инь Почек материалом для производства Ци Почек через согревающее действие Ян Почек. Другими словами, Почки можно сравнить с большим котлом, полным воды. Огонь под котлом обеспечивается Ян Почек и Вратами Жизни (Мин Мэнь), вода внутри котла — Эссенция, а возникающий над котлом пар (Ци) соответствует Ци Почек.

Поэтому Эссенция Почек необходима для переработки Инь Почек в Ци Почек через согревающее действие Ян Почек.

Эссенция как основа Мозгового вещества Править

Концепция Мозгового вещества в китайской медицине отличается от таковой в западной медицине и не имеет непосредственного отношения к собственно костному мозгу.

Эссенция производит Мозговое вещество, которое в свою очередь вырабатывает и наполняет костный мозг, спинной и головной мозг. Поэтому «Мозговое вещество» — общая матрица костного, головного и спинного мозга: в западной медицине эквивалента этой субстанции нет.

Очевидно, что Эссенция чрезвычайно важна для здорового костного, головного и спинного мозга. В 33-й главе «Оси Духа» сказано: «Мозг — море Мозгового вещества».[5] Поэтому если Эссенция Почек слаба, мозг лишится питания, и у человека ослабнет способность к концентрации внимания, ухудшится память, он будет страдать от головокружения и чувства пустоты в голове.

Эссенция как основа общей силы организма Править

Эссенция определяет нашу общую силу и сопротивляемость наружным патогенным факторам. Хотя в основном за защиту от наружных патогенных факторов несет ответственность Защитная Ци (Вэй Ци), она возникает и черпает силы из Эссенции Почек. Поэтому Эссенция Почек играет фундаментальную роль в защите от наружных патогенных факторов. В 4-й главе «Вопросов о простейшем» сказано: «Если Эссенция сохранена должным образом (не рассеяна), не будет никаких лихорадочных болезней весной… если зимой Эссенция не сохранна, весной разовьется лихорадочная болезнь».[6]

Исходя из четырех главных функций Эссенции можно предсказать тип проблем, которые могут возникнуть из-за недостатка Эссенции Почек:

  1. рост, репродукция, развитие: чахлый рост, замедленный рост костей, бесплодие, склонность к выкидышам, отставание умственного развития детей, размягчение костей у взрослых, выпадение зубов, волос или раннее поседение;
  2. основа Ци Почек: снижение сексуальной функции, импотенция, слабость в коленях, ночные поллюции, звон в ушах, глухота;
  3. основа Мозгового вещества: снижение способности к концентрации внимания, снижение памяти, головокружение, звон в ушах, ощущение пустоты в голове;
  4. основа общей силы организма: постоянная склонность к простудам, гриппу и другим наружным болезням, хронический ринит, аллергический ринит.

Эссенция как основа «Трех Драгоценностей» Править

Эссенция и Ци рассматриваются как материальная основа Разума (Шэнь). Эссенция, Ци и Разум (Цзин, Ци, Шэнь) являются тремя фундаментальными физическими и психическими субстанциями человека. Поэтому их называют «Тремя Драгоценностями».

Эссенция, Ци и Разум представляют собой три различных состояния концентрации Ци: Эссенция наиболее плотная, Ци более разреженная, а Разум — самая тонкая и нематериальная. Согласно китайской медицине, Эссенция и Ци являются фундаментальной основой для Разума. Если Эссенция и Ци здоровы и в расцвете, Разум будет счастлив, и это приведет к здоровой и счастливой жизни. Если Эссенция и Ци будут истощены, очевидно, и Разум будет страдать.

Поэтому здоровье Разума зависит от силы Эссенции, которая хранится в Почках, и от Ци, вырабатываемой Желудком и Селезенкой. Другими словами, Разум зависит от Пред-Небесной и Пост-Небесной Эссенции.

Триада Эссенции, Ци и Разума часто определяется в китайской медицине как Небо (Разум), Человек (Ци) и Земля (Эссенция), соответствующие органам — Сердцу, Селезенке/Желудку и Почкам соответственно.

РАЗУМ СЕРДЦЕ НЕБО
ЦИ СЕЛЕЗЕНКА-ЖЕЛУДОК ЧЕЛОВЕК
ЭССЕНЦИЯ ПОЧКИ ЗЕМЛЯ

Практикуя, очень важно суметь дать общую оценку относительным состояниям этих трех фундаментальных субстанций, так как Эссенция указывает на наследственность, Ци указывает на ежедневную выработку Ци, а Разум дает представление о состоянии эмоциональной и интеллектуальной жизни.

Состояние Эссенции может быть оценено исходя из истории болезни: серьезные болезни в детстве будут указывать на слабую конституцию. Об этом же можно судить и по пульсу: Рассеянный (сань) или Барабанный пульс (гэ) указывают на слабую Эссенцию. На языке слабость Эссенции проявляется «отсутствием духа» на корне языка.

Состояние Разума можно оценить по «блеску» в глазах. Блеск в глазах с неопределимыми «сиянием» и жизненностью говорит о здоровом состоянии Разума. Тусклые глаза, как будто застланные туманом, говорят о том, что Разум поврежден. Такое можно увидеть у людей с давними серьезными эмоциональными проблемами или же у перенесших серьезный шок, даже если после этого прошло много времени.

Некоторые китайские выражения также показывают, каким образом эта концепция укоренилась в китайской культуре. Выражение Цзин — Шэнь (то есть Эссенция — Разум) означает «разум» или «сознание», подчеркивая взаимодействие тела и разума; еще оно указывает на «бодрость», «жизненность» и «напористость» — то есть на все качества, которые присутствуют, когда Эссенция и Разум здоровы и сильны. Цзин-Шэнь бин означает душевную болезнь.

Взаимоотношения Эссенции и Крови Править

Основная статья: Кровь — Взаимоотношения Крови и Эссенции

Лечение нарушений функций Эссенции Править

Источник раздела: Основы китайской медицины[1]

Так как Почки хранят Эссенцию, следует тонизировать Почки, чтобы укрепить Эссенцию.

См. также Править

Примечания Править

  1. 1,0 1,1 1,2 Мачоча Джованни Основы китайской медицины. Подробное руководство для специалистов по акупунктуре и лечению травами / Джованни Мачоча; пер. с англ. В 3 т. Т. 1. — М.: Рид Элсивер, 2011. Глава 3
  2. К.Шнорренбергер Учебник китайской медицины для западных врачей — М: «Balbe», 2003.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 3,8 Белоусов П.В. Теоретические основы китайской медицины. — Алматы, 2004.
  4. 1981 Spiritual Axis (LingShuJing 炅柩经). People's Health Publishing House. Beijing р 73. First published c. 100 BC.
  5. 1979 The Yellow Emperor's Classic of Internal Medicine — Simple Questions (Huang Ti Nei Jing Su Wen 黄希内经素问). People's Health Publishing House, Beijing, p 24.
  6. Nanjing College of Traditional Chinese Medicine 1979 A Revised Explanation of the Classic of Difficulties (Nan Jing Jiao Shi 堆经校释). People's Health Publishing House, Beijing, p. 144.

Традиционная китайская медицина
Инь и Ян • Пять первоэлементов У‐син
Жизненные субстанции :
Кровь • Жидкости тела Цзинь Е
Энергия Ци : Изначальная Юань Ци и Огонь Врат Жизни • Пищи Гу Ци • Смешанная Цзун Ци • Истинная Чжэнь Ци • Питательная Ин Ци • Защитная Вэй Ци • Центральная Чжун Ци • Опорная Чжэн Ци • Вредоносная Се Ци
Эссенция Цзин : Пред‐Небесная • Пост‐Небесная • Эссенция Почек • Тянь Гуй
Шэнь : Разум Шэнь • Эфирный Дух Хунь • Телесный Дух По • Интеллект И • Сила Воли Чжи
Внутренние Органы :
Органы Инь (плотные) : Сердце • Печень • Легкие • Селезенка • Почки • Перикард (орган и канал)
Органы Ян (полые) : Желудок • Тонкий Кишечник • Толстый Кишечник • Желчный Пузырь • Мочевой Пузырь • Тройной Обогреватель (ВерхнийСреднийНижний)
Шесть Необыкновенных Органов Ян (Четыре Моря): • Матка • Головной мозг • Мозговое вещество • Кости • Кровеносные Сосуды • Желчный Пузырь
Меридианы :
Лёгких • Толстого Кишечника • Желудка • Селезёнки • Сердца • Тонкого Кишечника • Мочевого Пузыря • Почек • Перикарда • Тройного Обогревателя • Жёлчного Пузыря • Печени • Заднесрединный • Переднесрединный
Болезнь :
Внутренние причины (эмоции) : Гнев • Радость • Грусть • Тревога • Задумчивость • Страх • Шок
Внешние причины : Климат (Ветер, Холод, Летний Жар, Сырость, Сухость, Огонь)
Смешанные причины : Конституция • Перегрузки • Чрезмерная физическая работа • Секс • Диета • Недостаточная физическая активность • Травмы • Глистные инвазии • Яды • Неправильное лечение • Лекарственные препараты • Наркотики
Диагностика :
Осмотр : Конституция • Дух • Тело • Голова и лицо (волосыцвет лицазоны лица) • Глаза • Нос • Уши • Рот и губы • Зубы и десны • Горло (глотка и миндалины) • Конечности • Манера поведения и движения тела
Иглоукалывание и прижигание чжэнь‐цзю