ФЭНДОМ

Чуньюй И 淳于意 (Цан-гун 仓公) (215—150 гг. до н. э.) — знаменитый врач эпохи Западной династии Хань (206 г. до н. э. — 23 г. н. э.). Родился на территории современной провинции Шаньдун. В свое время занимал должность управляющего общественными амбарами, поэтому и получил прозвище Цан-гун (Повелитель амбаров). Наряду со службой также изучал медицину. Со временем вышел в отставку и полностью посвятил себя медицине, став знаменитым врачом. Имел богатый опыт лечения. Особое внимание уделял пульсовой диагностике. В лечении выступал за сочетание иглоукалывания с лекарственной терапией. Вел записи историй болезни, которые помогали ему анализировать успехи и погрешности в лечении. В книге Сыма Цяня (145—86 гг. до н. э.) «Ши цзи» (Исторические записки) описано 25 случаев лечения Чуньюй И, некоторые из них — с применением методов иглоукалывания и прижигания. Имел несколько учеников.

В древних источниках также приводится следующий рассказ. Однажды к Чуньюй И обратилась жена очень влиятельного человека, страдавшая запущенной формой болезни. Обследовав пациентку, врач сказал, что он недостаточно искусен, чтобы лечить такие формы болезни. Однако семья больной настаивала на своем, и Чуньюй И вынужден был согласиться, предписав ей какой-то отвар. Как и ожидал врач, лечение не принесло результатов, и женщина вскоре умерла. Ее семья обвинила врача в смерти и подала на него в суд. Чуньюй И был приговорен к телесным наказаниям. В те времена существовало три вида телесных наказаний: виновному либо вырезали иероглифы на лице, либо отрубали нос или одну ногу. Поскольку Чуньюй И в свое время занимал высокую должность, для исполнения наказания его направили в столицу. Младшая из пяти его дочерей — Ти-ин (缇萦) — решила сопровождать отца. Она подала прошение императору Вэнь-ди, в котором доказывала, что отец невиновен, а также критиковала жестокие меры наказания. Кроме того, она поклялась стать рабыней, если отца помилуют. Император был растроган письмом и распорядился пересмотреть дело врача. Справедливость восторжествовала, Чуньюй И был отпущен на свободу. Император также отменил жестокие телесные наказания.

Примечания Править