ФЭНДОМ

Основной источник статьи: Основы китайской медицины[1]

Юань Ци (元氣 yuánqì) — в традиционной китайской медицине изначальная Ци (наследственная энергия).[2]

Концепция Править

Этот тип Ци тесно связан с Эссенцией. Действительно, Изначальная Ци есть не что иное, как Эссенция в форме Ци; ее можно описать, как Эссенцию, перешедшую в Ци. Это динамическая, разреженная форма Эссенции, зарождающаяся в Почках. Про Изначальную Ци говорят, что она включает в себя «Первичный Инь» (Юань Инь) и Первичный Ян (Юань Ян): это означает, что Изначальная Ци является фундаментальной основой для всех энергий Инь и Ян организма.

В китайских медицинских трактатах говорится о том, что Ци может приходить от «прошлого Неба» и от «будущего Неба». С «прошлым Небом» связано все, что получает человек от своих родителей. В момент зачатия сливается ци матери и отца, образуя Юань Ци — «изначальную ци» будущего ребенка, то есть его наследственную энергию. Количество изначальной Ци всегда ограничено и постоянно тратится в течение жизни. Когда же исчерпывается всё количество Юань Ци, даже не выглядящий больным человек умирает.[2]

Изначальная Ци, так же, как и Эссенция, нуждается в питании от Пост-Небесной Эссенции.

Функции Править

Изначальная Ци обладает множеством функций:

  • Движущая сила всей физиологической активности
  • Основа Ци Почек
  • Помогает трансформации Смешанной Ци (Цзун Ци) в Истинную Ци (Чжэн Ци)
  • Канал Тройного Обогревателя
  • Помогает трансформации Ци Пищи (Гу Ци) в Кровь
  • Выходит на поверхность в точках-источниках (Юань)

Движущая сила Править

Изначальную Ци можно рассматривать, как динамическую движущую силу, которая пробуждает и мотивирует функциональную активность всех органов. Ее действие объясняется тем, что она подобна Эссенции и является фундаментальной основой жизненной силы и выносливости. Как форма Ци, она циркулирует по каналам по всему телу. Можно сказать, что Изначальная Ци является связующим звеном между Эссенцией, которая подобна жидкости, имеющей медленный, длительный временной цикл изменений, и каждодневной Ци, похожей на энергию и имеющей короткий цикл изменений.

Основа Ци Почек Править

Изначальная Ци является основой Ци Почек и тесно связана со всей функциональной активностью Почек. Согласно 66-й главе «Трудных вопросов» (Наньцзин), Изначальная Ци обитает между двумя почками, ниже пупка, во Вратах Жизни.[3]

Таким образом, Изначальная Ци тесно связана с Вратами Жизни и выполняет существенную роль в обеспечении организма теплом, необходимым для всех видов функциональной активности.

Помогает в трансформации Ци Править

Изначальная Ци выступает в качестве посредника в трансформации Смешанной Ци (Цзун Ци) в Истинную Ци (Чжэнь Ци). Это один из способов, которым Почки (откуда происходит Изначальная Ци) участвуют в выработке Ци.

Канал Тройного Обогревателя Править

В 66-й главе «Трудных вопросов» (Наньцзин) обсуждается вопрос о связи между Изначальной Ци (в тексте она называется Дун Ци — Движущая сила) и Тройным Обогревателем. Там сказано: «Изначальная Ци — это Движущая сила (Дун Ци), которая расположена в пространстве между двумя Почками, дает жизнь и является корнем двенадцати каналов. Тройной Обогреватель является причиной разделения Изначальной Ци на разновидности, соответственно ее различным функциям в организме. Изначальная Ци проходит через Тройной обогреватель и рассеивается по пяти органам Инь, шести органам Ян и их каналам. Места, где пребывает Изначальная Ци, называются точками-источниками (Юань)» [28].[4]

В переводах этого отрывка другими авторами Тройной Обогреватель называют специальным посланником, который переносит Изначальную Ци.[5] Джованни Мачоча вслед за Клэви сделал акцент на том, что Тройной Обогреватель разделяет и изменяет Изначальную Ци, придавая ей различные формы в различных местах тела.[3] В этом случае становится очевидной та важная роль, которую выполняет Тройной Обогреватель, предоставляя Изначальной Ци облегчить течение Ци в различных местах тела и способствуя принятию ею различной формы для выполнения различных функций.

Способствует трансформации Крови Править

Изначальная Ци также помогает переработать Ци Пищи (Гу Ци) в Кровь, что осуществляется в Сердце. Это один из способов, которым Почки принимают участие в выработке Крови.

Выходит через точки-источники Править

Взаимосвязь между Вратами Жизни, Первичной Ци и точками-источниками

С места своего зарождения во Вратах Жизни (между Почками) Изначальная Ци переходит в Тройной Обогреватель и рассеивается по внутренним органам и каналам. Место, где собирается Изначальная Ци, называется точкой-источником (Юань).[6]

Суммирующий перечень природы Изначальной Ци Править

  • Изначальная Ци — это Эссенция, но в форме Ци.
  • Зарождается в пространстве меду двумя Почками.
  • Возникает из Пред-Небесной Ци.
  • Постоянно пополняется за счет Пост-Небесной Ци.
  • Связана с Вратами Жизни Мин Мэнь.
  • Нуждается в транспортирующей функции Тройного Обогревателя, чтобы циркулировать по организму.
  • Циркулирует по каналам и выходит на поверхность в точках-источниках.

Изначальная Ци как движущая сила трансформации Ци Править

Источник раздела: Основы китайской медицины[7]

О «Движущей Силе» говорится в 66-й главе «Трудных вопросов» (Наньцзинь). Движущая Сила трансформации Ци зарождается в пространстве между Почками, и это еще одно название Изначальной Ци (Юань Ци).

Изначальная Ци тесно связана с Эссенцией (Цзин), хранящейся в Почках, и она играет важную роль в качестве движущей силы трансформации Ци во всех видах физиологической активности. Например, она осуществляет преобразование Смешанной Ци (Цзун Ци) в Истинную Ци (Чжэнь Ци), помогает трансформации Ци Пищи (Гу Ци) в Кровь, является основой всей физиологической активности Почек, и т. д. И хотя она и связана с Почками, она отличается от Эссенции (Цзин), так как по сравнению с ней это более разреженная форма: она циркулирует в каналах и всплывает в точках-источниках (точки Юань).

Движущая Cила и Тройной Обогреватель

Движущая Cила и Тройной Обогреватель

Изначальную Ци можно рассматривать как динамичную движущую силу, которая находится в основе всех движений и трансформаций в каждой части тела. В 66-й главе «Трудных вопросов» (Наньцзин) сказано о связи Изначальной Ци (в этой главе ее называют Дун Ци — Движущая Сила) с Тройным Обогревателем. Там сказано: «Изначальная Ци является движущей силой, расположенной между двумя Почками, она является источником жизни и 12 каналов. Тройной Обогреватель определяет видоизменения Изначальной Ци [для различных применений по всему телу]; Изначальная Ци проходит через Три Обогревателя и затем распределяется по пяти органам Инь, шести органам Ян и их каналам. Место, где Изначальная Ци останавливается, — это точки-источники (Юань)».[3]

Другие авторы, переводившие этот фрагмент, говорят, что Тройной Обогреватель является специальным послом, который переносит Изначальную Ци.[8] Согласно переводу Клэви (который принял Мачоча): Тройной Обогреватель определяет видоизменения Изначальной Ци для различных применений по всему телу.[5] Если следовать такому переводу, то Тройной Обогреватель играет очень важную роль в обеспечении способности Изначальной Ци к трансформации в различных частях тела в различные формы.

Изначальная Ци и Тройной Обогреватель

Изначальная Ци и Тройной Обогреватель

Резюме по разделу:

  • Изначальная Ци (Юань Ци) — движущая сила, расположенная между Почками (гл. 66 «Классики Трудностей» Нань Цзин).
  • Изначальная Ци — динамическая сила, порождающая все движения и трансформации Ци во всех частях тела.
  • Тройной Обогреватель позволяет Изначальной Ци, зарождающейся между Почками, видоизменяться для выполнения различных функций по всему телу.

Лечение Изначальной Ци Править

Существует три пути лечения Изначальной Ци с помощью акупунктуры:

Примечания Править

  1. Мачоча Джованни Основы китайской медицины. Подробное руководство для специалистов по акупунктуре и лечению травами / Джованни Мачоча; пер. с англ. В 3 т. Т. 1. — М.: Рид Элсивер, 2011. Глава 3
  2. 2,0 2,1 Дубровин Д. А. Трудные вопросы классической китайской медицины. — Л.: Аста-пресс, 1991
  3. 3,0 3,1 3,2 Nanjing College of Traditional Chinese Medicine 1979 A Revised Explanation of the Classic of Difficulties (Nan Jing Jiao Shi 堆经校释). People's Health Publishing House, Beijing, p. 144
  4. Unschuld P. U. 1986 Medicine in China — Nan Ching The Classic of Difficultissues. University of California Press, Berkeley, USA. p 561.
  5. 5,0 5,1 Clavey S. 2002 Fluid Physiology and Pathology in Traditional Chinese Medicine, 2nd edn. Churchill Livingstone, Edinburgh, p 34-35.
  6. 1981 Spiritual Axis (LingShuJing 炅柩经). People's Health Publishing House. Beijing р 104.
  8. Unschuld P. U. 1986 Medicine in China 一 Nan Ching The Classic of Difficult Issues. University of California Press, Berkeley, USA, p 561.

Традиционная китайская медицина
Инь и Ян • Пять первоэлементов У‐син
Жизненные субстанции :
Кровь • Жидкости тела Цзинь Е
Энергия Ци : Изначальная Юань Ци и Огонь Врат Жизни • Пищи Гу Ци • Смешанная Цзун Ци • Истинная Чжэнь Ци • Питательная Ин Ци • Защитная Вэй Ци • Центральная Чжун Ци • Опорная Чжэн Ци • Вредоносная Се Ци
Эссенция Цзин : Пред‐Небесная • Пост‐Небесная • Эссенция Почек • Тянь Гуй
Шэнь : Разум Шэнь • Эфирный Дух Хунь • Телесный Дух По • Интеллект И • Сила Воли Чжи
Внутренние Органы :
Органы Инь (плотные) : Сердце • Печень • Легкие • Селезенка • Почки • Перикард (орган и канал)
Органы Ян (полые) : Желудок • Тонкий Кишечник • Толстый Кишечник • Желчный Пузырь • Мочевой Пузырь • Тройной Обогреватель (ВерхнийСреднийНижний)
Шесть Необыкновенных Органов Ян (Четыре Моря): • Матка • Головной мозг • Мозговое вещество • Кости • Кровеносные Сосуды • Желчный Пузырь
Меридианы :
Лёгких • Толстого Кишечника • Желудка • Селезёнки • Сердца • Тонкого Кишечника • Мочевого Пузыря • Почек • Перикарда • Тройного Обогревателя • Жёлчного Пузыря • Печени • Заднесрединный • Переднесрединный
Болезнь :
Внутренние причины (эмоции) : Гнев • Радость • Грусть • Тревога • Задумчивость • Страх • Шок
Внешние причины : Климат (Ветер, Холод, Летний Жар, Сырость, Сухость, Огонь)
Смешанные причины : Конституция • Перегрузки • Чрезмерная физическая работа • Секс • Диета • Недостаточная физическая активность • Травмы • Глистные инвазии • Яды • Неправильное лечение • Лекарственные препараты • Наркотики
Диагностика :
Осмотр : Конституция • Дух • Тело • Голова и лицо (волосыцвет лицазоны лица) • Глаза • Нос • Уши • Рот и губы • Манера поведения и движения тела
Иглоукалывание и прижигание чжэнь‐цзю